- Как работает ответственность за обучение?
- Кто должен принять её на себя?
В нашей семье в самом начале опыта семейного образования она целиком и полностью лежала на мне. Дочка тогда была просто не в состоянии принять её на свои плечи.
Расшколивание только начиналось, учиться она не любила, все моменты, связанные со школой, приносили ей только боль и грусть. Я сама составляла планы, выбирала время для занятий, заказывала учебники и дополнительные пособия, искала интересные образовательные ресурсы и так далее.
Я с удовольствием приняла на себя эту ответственность, потому что мне это труда не составляет, учиться и учить я люблю больше всего на свете. Сил мне придавало то, что мы наконец-то не в школе, и в отношении образовательного процесса никто над нами не стоит.
Примерно полгода спустя ситуация стала меняться. Дочка отдохнула, переосмыслила для себя многое, стала сама интересоваться процессом, стала задавать больше вопросов и без напоминания садилась за учёбу. Она поняла, что теперь никто не заставляет её делать то, что ей не нравится.
Йога и длительные пешие прогулки гораздо приятней, чем уроки физкультуры под крики грубоватого учителя.
Ненавистные диктанты можно заменить написанием рассказов на любимые темы.
А стихотворения Некрасова наизусть — опенингами к анимэ. Я не говорю, что Некрасов и диктанты вообще в прошлом, но теперь у неё есть выбор. Это немаловажно.
Сейчас дочка сама выбирает порядок изучения предметов, сама ищет ресурсы, сама распределяет время, чтобы всё успеть за учебный год. У неё появилась внутренняя мотивация к обучению.
Дочка знает и принимает то, что по закону она обязана получить хотя бы неполное среднее образование. Для этого ей нужно сдать ОГЭ. К нему необходимо готовиться. Она примерно знает, куда хочет поступать, какие предметы нужны для этого. Картинка сложилась в её голове. И ответственное отношение к учёбе не заставило себя ждать.
Научить детей быть ответственными невозможно, но можно помочь ребёнку принять ответственность. Каким образом? Я выделяю несколько пунктов:
1. Необходимо развивать самостоятельность
Разрешайте детям получать свой собственный жизненный опыт, давайте возможность испытать на себе последствия своих поступков. Я упустила этот момент в детстве дочки и теперь нам очень сложно.
Почему-то я не приняла во внимание, что только самостоятельный ребёнок слышит сам себя и знает, чего хочет. А это в жизни чуть ли не самое главное. По мере взросления дочки я пересмотрела свои взгляды и поведение. Сейчас даю ей выбор абсолютно во всём, от одежды до страны проживания в будущем. И особо не лезу в её личную жизнь.
2. Нужно искренне верить в ребёнка и поддерживать его
Ответственность при наличии поддержки близких даётся гораздо легче.
Изучение курса физики в 7 классе дочка приняла решение взять полностью на себя. Я уверена, что она справится без моей помощи. Хотя это и новый для неё предмет.
3. Личный пример
Крайне важен в данном вопросе. Научить ребёнка принимать решения с холодной головой, не бояться бросать то, что перестало приносить радость, да и просто быть собой в любой ситуации можно только на личном примере.
- Я не могу решить, какую профессию выберет дочка. Но могу посоветовать, рассказать о своём опыте.
- Не могу заставить брать ответственность за других, но могу завести кошечку и вместе о ней заботиться. Кстати, так мы и поступили совсем недавно.
Что же такое ответственность? В корне его есть слово «ответ». Принять ответственность — значит держать ответ за свои действия. В обучении это работает только при наличии положительного примера, самостоятельности и поддержки близких.
Автор: Елена Лачина, лингвист-переводчик, мама дочки на СО
Опубликовано: ЦСО “Хочу Учиться” школьная аттестация онлайн