99,9 % россиян получили образование в школе и для них школа — это такое неотвратимое зло со своими достоинствами и недостатками. А вот семейное обучение — это неизведанная территория, перед которой родители ощущают множество страхов и опасений.
Это нормально, потому что людям свойственно бояться неизвестности, а чтобы преодолеть страх, достаточно логически поразмыслить, продумать план действий и сделать первый шаг.
Я сама училась на дому, но это не уберегло меня от фобий семейного обучения. Что уж говорить о тех, кто впервые заходит в эту область. Итак, 4 фобии семейного образования, которые я победила:
1. Хватит ли сил и времени, чтобы самостоятельно обучить ребёнка
Когда в мой привычный распорядок вошли занятия со старшим сыном, я не испытала никаких сложностей. Все мои домашние, личные дела и занятия с ребёнком без проблем подружились в ежедневнике. Прошёл год домашнего обучения, и всё было супер.
Подрос средний ребёнок, и меня накрыло:
- «Вдруг я не буду успевать?»
- «Это физически вообще возможно?»
- «Пострадает ли качество обучения детей, если придётся учить сразу двоих?» и т.д.
Как я решала проблему
Перестала пугаться вопросов и начала думать головой. В результате оказалось, что проблем о которых я переживаю, всего 3:
- как учиться качественно при том, что я одна, а детей двое, и каждый учится по своей программе;
- как организовать учебное место, чтобы дети учились и не мешали друг другу;
- как организовать распорядок и расписание, чтобы дети всё успевали и не испытывали стресса.
3 проблемы — это уже проще и понятней, с этим можно работать.
Проблема с учебным местом вообще была не серьёзной. Все дети предпочли заниматься за большим столом. Такая посадка используется в школах, применяющих сингапурский метод обучения.
А если нужен доступ к планшету или компьютеру, то такие задания легко разделить по разным дням, так чтобы у каждого была возможность поработать без спешки.
И напоследок, проблема расписания. Моя проблема была в том, что я хотела как заправский перфекционист вывести идеальное расписание загодя. Но в действительности идеальным оно станет только после нескольких практических прогонов.
Это избавит вас от тревоги, а ребёнок перейдёт на новое расписание без стресса и сложностей.
2. Хватит ли мне моральных сил, и не будет ли ребёнок считать обучение каторгой?
Мой старший сын — идеальный ученик. Он схватывает на лету, любит читать, и за его обучение у меня нет никаких опасений. Это меня расслабило.
Он категорически отказывался читать, каждая попытка научить его чему-то новому превращалась в ад и ужас.
Если я проявляю терпение и старание, то мои моральные силы тают на глазах, если я заставляю ребёнка учиться через силу, то у него падает мотивация и даже появляется обида на мать.
А ещё мне постоянно казалось, что сын не воспринимает меня как учителя, и это не дает ему переключиться в контекст обучения.
Таким образом я сформулировала 2 проблемы:
- страх не быть авторитетом для ребёнка в учёбе;
- оказывается дети могут не любить учиться, и нужно уметь их заинтересовать, а такого навыка нет.
Как я решаю эти проблемы
Страх — это просто ошибка мышления. Я проработала свой страх, подумала, что именно вызывает у меня этот страх, продумала сценарии для разных ситуаций.
Нелюбовь к чтению я решила искоренять маленькими кусочками.
Никакой токсичности, только аккуратный подход, поэтому мы начали с коротких чтений текста по полчаса перед сном и не спеша дошли до чтения по главам. Фото из личного архива
Это помогло: сын читает сам, без внушений и давления.
Всегда и во всём стройте доверительные отношения с ребёнком, потому что иные сценарии приведут к нежелательным последствиям.
3. Не получится настроиться на учёбу
Кончится лето, начнется осень, а вместе с ней и обучение. Мои дети не будут стоять с цветами на линейке, ходить по школьным коридорам и знакомиться с новыми учителями.
Для них учёба начинается резко: мама скажет, что теперь мы учимся, и начнёт давать задания. Это стресс, ребёнок может не войти в учебный процесс.
В школах постепенно входят в учебный процесс: сначала закупаются школьные принадлежности, форма, учебники, потом линейка, потом первый звонок. В семейном обучении этого нет по умолчанию.
С этим страхом я жила недолго. Достаточно было понять, что в семейном обучении тоже есть ритуалы вхождения в учебный процесс, а если их недостаточно, то можно придумать новые и спокойно добавить их.
Для плавного вхождения в учебный процесс можно разработать несколько приятных ритуалов. У меня это праздник обновки, когда мы идём покупать новые тетради, ежедневник и иные нужные для обучения вещи.
Этих мер достаточно, чтобы дети были готовы к началу обучения.
4. Вдруг ребёнок не захочет учиться дома, что тогда делать с остальными детьми
Есть в обществе незримое давление:
- «А ты купила принадлежности для школы?»
- «А в какую школу ты устроила ребенка?»
- «Купили школьную форму?»
Эти вопросы можно услышать как от близких, так и совершенно незнакомых людей. Создаётся ошибочное мнение, что любой вариант кроме общеобразовательной школы — это что-то неправильное или даже асоциальное.
Что я делала для преодоления этой фобии
Здесь нужно понять, что вызывает во мне чувство тревоги. Обучение в школе — это не то, что делает ребёнка счастливым, ему скорее нужны только школьные ритуалы наподобие первого сентября и перехода из одного класса в другой, общение со сверстниками, совместное творчество.
Все мои дети посещают музыкальные и художественные школы, а это даёт все те атрибуты, за которые любят средние общеобразовательные школы. Там мои дети взаимодействуют со сверстниками, работают в группах, переходят из одного класса в другой. У нас в семье это называется школой, а дома мы учимся для аттестации.
Надо ли обсуждать с ребёнком где учиться: в школе или дома?
Это решать вам. Мы советуем строить доверительные отношения, а значит позволять ребёнку принимать решения самостоятельно и не давить его родительским авторитетом.
Самый простой способ побороть страхи, связанные с семейным обучением — вспомнить то, ради чего вы вообще во всё это ввязались. Это даст импульс для первого шага.
Со временем станет понятно, что страхи были надуманными, а вот достоинства такого обучения стали более отчётливыми.
Опубликовано ЦСО “Хочу Учиться” школьная аттестация онлайн
Центр «Хочу Учиться» помогает семьям, которые выбрали семейную форму обучения для своих детей тогда, когда им нужно (по закону) прикрепить их к школе для прохождения промежуточной школьной аттестации.
Автор: Наталья Пахомова, педагог-психолог дошкольного образования, мама четверых погодок, трое на СО
Помимо этого, вы можете узнать, как проходит аттестация на семейном обучении и как подготовиться к этому важному этапу.