Читайте оригинал статьи на портале Яндекс Дзен
На днях гуляла с младенцем, заглянула передохнуть в Макдональдс. За соседним столиком собралась группа парней. Чуть подальше ещё одна. Я была в кафе не больше десяти минут, но вышла с сильным желанием принять душ: столько мата я не слышала уже давно. Но даже не столько привычка говорить на русском матерном меня огорчила, сколько содержание их разговоров, а точнее, отсутствие содержания. Я хотела было вам привести пример и что-то процитировать, но честное слово нечего. Как в том анекдоте:
— Что сказал папа, когда ты разбил машину?
— Мат не цитировать?
— Нет.
— Ни слова!
Я вышла, и мне было страшно. У меня растут трое мальчишек, для меня увидеть их за этим столиком, думающих и говорящих так же, было бы крайне неприятно. Да что там, я откровенно ужаснулась такой перспективы.
Когда мы даём детям образование, мы представляем желаемый результат. Ну хотя бы более менее. Кто-то конкретнее, кто-то менее детально. Когда я забирала старшего сына на семейное образование, я много, очень много думала о ценностях и мировоззрении.
Тут, конечно, каждая семья придерживается своих ценностей. Не хочется холиваров под статьёй, все мы разные.
Мы — христиане. Для нас Библия, 10 заповедей, крест Господа Иисуса Христа, почитание Бога — не пустые звуки. Нам важно передать это детям.
Собственно, когда мы на себе испытали, насколько сильно влияет окружение в школе на мировоззрение ребёнка, тогда и приняли решение о семейном образовании.
Кто-то может сказать: «Ограждаете от мира. Вырастут тепличными»
Не вырастут. Наши дети сталкиваются с жизнью во многих её проявлениях. Хоть они и на СО, у них много общения с людьми разных возрастов и разных социальных слоёв благодаря церкви. Дети растут и развиваются в общине. Учатся помогать и служить другим: участвуют в проектах для детей инвалидов, в кормлении бездомных, в посещении социальных приютов и т.п.
С ровесниками они общаются на Воскресной школе, в многочисленных секциях и кружках. И прекрасно понимают, что не все разделяют взгляды их семьи и церкви. Что мир разнообразен в его проявлении.
Кто-то может сказать: «Ограждаете от других точек зрения»
Соглашусь, в меру ограждаем. Ещё придёт время, когда они созреют и смогут оценить сами, чему хотят следовать и во что верить.
Кого мы растим — это не только о будущей профессии и уровне жизни. И даже не только о том, сможет ли он в будущем приготовить на завтрак кашу для своих детей и постирать за собой носки в армии. Это о том, что он захочет делать в этой жизни.
Захочет ли любить жену, строить брак и хранить себя от измен? Будет ли любить своих детей? Захочет ли позаботиться о стариках-родителях? Будет ли делиться благами со своими братьями и сёстрами? Станет ли защищать свою Родину? Будет ли честен на работе?
Эти морально-этические вопросы воспитания глубоко волновали и волнуют меня и знакомые нам семьи.
Я убеждена, что ответы на них зависят от того, как ВОСПИТАЛИ человека. Не только как обучили, но как воспитали.
Первое высшее образование я получила по специальности педагог-психолог. Во время учёбы мы неоднократно обсуждали вопрос о соотношении обучения и воспитания. Когда педагоги передают детям знания, они так или иначе попутно формируют у них установки, мировоззрение, придают нравственную окраску знаниям. Обучение всегда воспитательно. Так же как и в процессе воспитания мы всегда обучаем. Эти понятия переплетены. Так на что же направить взор? Куда бросить свои ресурсы в виде сил и времени? Воспитывать или учить математике?
Учить математике, воспитывая! О соотношении воспитания и обучения много лет идут дискуссии: какое понятие шире, какое первичнее, и даже какое важнее.
В сети сейчас популярен такой текст от лица директора школы, пережившего концлагерь:
Для нашей семьи однозначно воспитание шире и важнее обучения. Однажды утром за чашкой кофе я словила инсайт и вдруг осознала каждой клеточкой: «Мне без разницы, кем будет работать мой ребёнок, если он вырастет подлецом».
Мои дети воспитываются в семье. Мы христиане, и как любая семья, стремимся передать детям свои ценности (ну а чьи же ещё, не соседские же).
Кто-то учит детей религии дома, но при этом отдаёт их в школу
Преклоняюсь пред такими людьми, это большой труд. Мой старший успел походить и в садик, и в общеобразовательную школу.
Думаю, не меньше сотни часов разговор за первый год было в нашей семье: о мате, о воровстве, о жадности, об алкоголе и курении, о сексе, порнографии и половых органах, о несправедливости взрослых, о жестокости детей, о собственно реакции на зло в других и в себе, о Боге во всём этом…
Ребёнок сталкивался с этим ежедневно, многое контрастировало с тем, что он с детства видел в семье, общине и церкви, и чтобы он не вырос лицемером со встроенным тумблером «тут я такой, а там такой», приходилось очень много разговаривать.
Это труд и посвящение. Если после работы у родителей на это нет ни сил, ни времени, ни желания, если нет единомышленников в виде дядей, тёть, бабушек и дедушек, которые могут разделять эту обязанность воспитания с вами, то это будет сложно сделать.
Есть ещё вариант: отдать в школу, но при этом наставлять в свободное время,
эпизодически, когда есть время, по воскресеньям, например.
Ну и молиться, чтобы Бог отвёл от беды и чтобы выросло что-то не очень плохое… Часто именно в этом случае и вырастают лицемеры: в школе я как все, и в церкви я как все… Но однажды им приходится делать выбор. И он даётся им сложно: он и тут не свой, и там.
Другой вариант — растить в семье и взять функции школы на себя,
защитив тем самым ещё неокрепшую детскую душу и разум от необходимости ежедневно сталкиваться с таким количеством морально-этических дилемм.
Наша семья не сразу, но постепенно выбрала именно этот вариант:
• потому что я всё равно была дома, в декрете;
• потому что я всё равно педагог по образованию, и могу научить;
• потому что я всё равно по 4 часа делала со старшим уроки после школы…
Все семьи очень разные. При принятии решения нужно учитывать разные факторы. Я бы выделила четыре основных
1. Сам ребёнок
Насколько хорошо он соображает, насколько способен отличить добро от зла, принять правильное решение. Насколько он волевой. Насколько способен разбираться во взаимоотношениях в коллективе.
Скажу про своего старшего, он у нас приёмный, к первому классу у него оставалась определённая задержка развития. Он, например, не мог считывать невербальные сигналы других, не ориентировался, когда резко менялась ситуация, особенно во время игр. Его легко могли попросить «принести вон ту вещь», и он приносил, а потом оказывалось, что стал участником воровства.
Он мог легко повторять матерные слова вслух при взрослых и не понимал, почему ребята, которые его к этому подначивали, смеются. Он просто не понимал каких-то вещей.
Но даже если ребёнок без очевидной задержки, задумайтесь, сколько раз в течение дня ему приходится сталкиваться со злом, и насколько он способен с этим справиться.
2. Родители
• Есть ли желание и ресурс для семейного образования.
• Какова цель перехода на СО.
• Какова вообще цель обучения и воспитания.
• Кого хотим вырастить, потому что если никуда не целимся, то никуда и не попадаем.
• Насколько родителям важно передать своё мировоззрение.
3. Ситуация в семье
Состав семьи. Кто работает. Кто может осуществлять СО. Есть ли братья, сёстры. Кто может помочь. И т.д.
4. Школа (коллектив, учитель)
Вообще не скидывала бы со счётов. Учителя разные. Кто-то не нарадуется своей первой учительнице и её мудрости, а кто-то по вечерам слушает ужасные истории о непедагогичности или вынужден переходить в другой класс, школу. Если вас, как родителя, устраивает не только то, как учит, но и то, как воспитывает вашего ребёнка первая учительница, если вам нравится дружный коллектив ребят и атмосфера в нём, то я бы держалась за такую школу.
А человек в христианстве — это прежде всего образ и подобие Бога. Тот, который может заботиться, потому что о нём заботится Бог. Может прощать, потому что его прощает Бог. Может преодолевать страх, потому что ему помогает Бог. Может преодолевать эгоизм, потому что Господь Иисус Христос преодолел и пожертвовал жизнью ради человечества на кресте. Может преодолевать зло, потому что Бог добр. Может любить, потому что любим Богом. Человек — это высокое звание.
О том, с какими трудностями мы сталкиваемся, изучая, например, окружающий мир и биологию, как рассказываем о теории Дарвина, как строим свой день и на чём делаем акценты в обучении могу поведать в следующей статье. если интересно, спрашивайте в комментариях.
Опубликовано ЦСО “Хочу Учиться” школьная аттестация онлайн
Автор: Марина Решетникова, 15 лет христианка, жена дьякона, Бакалавр христианской педагогики, блогер инстаграм, четверо детей, двое на СО.