Ключевой момент для эффективных занятий — атмосфера в доме, где царят взаимовыручка, поддержка, уважение и любовь. В этой статье мы приведём некоторые полезные советы для учёбы.
Чётко определите свои требования к школьнику и сопоставьте их с его реальными возможностями
Первым делом стоит понять, что такое «хорошо учиться». Хорошо — материал осваивается, трудности преодолеваются, экзамены сдаются. Хорошо —выигрывать олимпиады и применять свои знания. Хорошо — к основной программе прибавить 1-2 дополнительных предмета и успевать по всем. Для каждого родителя «хорошо» будет своё и его необходимо чётко определить. А уже потом выстраивать стратегию обучения.
Дети всегда хотят отвечать желаниям родителей. Но могут ли они это сделать? Запрос должен соответствовать возможностям и наклонностям ученика. Не стоит требовать от рыбы умения лазить по деревьям. При таком подходе мы теряем драгоценное время и уважение своих детей. Главное, чем можем помочь им учиться лучше — это адекватные, понятные и гибкие требования.
Благосклонное отношение к процессу получения знаний
Насколько плодотворно мы привили этот навык ребёнку:
- на что ориентировали;
- как заинтересовывали;
- какая база знаний уже имеется;
- учли ли пожелания. Если ребёнок знает, сколько времени должен уделить занятиям, имеет домашний режим дня, мотивацию (не деньги и не получение любви, а здоровый стимул), цель, понимает свою ответственность и необходимость получения ЗУНов, проявляет интерес, то процесс обучения налажен правильно.
Конечно, речь идёт не о младшем школьном возрасте, в это время как раз формируется отношение к учёбе.
Чередуйте труд с отдыхом
Время занятий должно соответствовать возрасту. Существуют определённые нормы: СанПиН для школ — «Требования к организации образовательного процесса». Рекомендую ознакомиться всем родителям, независимо от выбранной формы обучения детей.
Ориентируясь на особенности ребёнка, его состояние, можно предложить игровые, танцевальные, тихие перерывы, тайм-ауты на чай с печеньем или зарядку (артикуляционную, пальчиковую, ОФП и т. д.).
Лучший отдых — это смена деятельности.
Приучение ребёнка к порядку
Детей принято активно приучать к порядку. Но надо это делать мягко и с умом, показывать, зачем этот порядок нужен. Когда стол завален вещами, и мы не можем вовремя начать занятия — нам неудобно работать. Причина что-то может упасть и сломаться, потеряться. То есть беспорядок просто невыгоден.
Но не нужно на этом сильно настаивать, превращая в проблему. Лишний повод для ссор дома никому не нужен. Портить атмосферу из-за порядка на столе или в шкафу нерентабельно.
Если видите — ребёнок ещё не до конца понимает, что ему нужно убирать свои вещи или у него внутреннее сопротивление, то помогите ему. Сделайте уборку вместе в его зоне, потом попросите выполнить с вами какую-то вашу работу. Пусть поможет вымыть пол, разобрать стирку, пропылесосить, полить цветы и т. п. — «я тебе помог, и ты мне помоги». Выстраивайте общение на уровне взаимосотрудничества и взаимоуважения.
Здоровый сон и питание
Для продуктивной учёбы необходимо, чтобы ребёнок достаточно спал. Если он не получил положенного ночного сна, то сам не будет понимать, почему у него плохое настроение. Не будет отдавать себе отчёт, из-за чего испытывает грусть или раздражение, почему нет желания заниматься.
Качественный сон — около 10 часов, когда ребёнок вовремя лёг (желательно до 21:00) и вовремя встал (7:00-7:30). Такой режим обычно реально поддерживать только на СО.
Рекомендации по питанию остаются классическими:
- пить воду (особенно во время занятий);
- в меню минимум быстрых углеводов;
- сладости с сахаром заменить сухофруктами, ягодами, пастилой, фруктами и т. п.;
- соблюдать режим питания;
- исключить перекусы;
- потреблять полноценную разнообразную здоровую пищу;
- избегать крепкого чая во второй половине дня;
- ужин за 2-3 часа до сна.
Показывайте на своём примере, как добывать знания
Необходимо, чтобы родитель показал источники, где можно найти знания. А также прокомментировал, какие из них более достоверные, какие же не совсем безопасные, как правильно учиться ими пользоваться.
Учебники, книги, лекции, документальные фильмы, аудио-экскурсии, мастер-классы, курсы, тренинги. Мир информации огромен, пользоваться им нужно осторожно, отличая пользу от вреда.
Как лучше учиться. Всё, что в голову положишь, там оно и останется — этот принцип очень помогает сориентироваться в информационном пространстве. Если ребёнок смотрит мультики — у него в голове будут мультики, если он читает книги, соответственно, будет прочитанное. Качество знаний не менее важно, чем их количество.
На занятиях, когда выбрана семейная форма обучения, у родителя есть отличная возможность прямо в процессе показывать, как находить ответы на те или иные вопросы. А также как работать с содержанием книги, словарём, поисковиками (как правильно составлять запрос, какую систему использовать).
Обращайте внимание ребёнка на детали, способные помочь ему фильтровать информацию. Например, в некоторых документальных фильмах используется тревожная музыка и агрессивная подача. Полезнее будет поискать что-то менее эмоциональное и более информативное.
Ориентируйтесь на интересы ребёнка
Наблюдение в этом плане поможет родителю вовремя выбрать направление и помочь в реализации творческого и интеллектуального потенциалов.
Это тебе нравится? Почему? Чем бы ты хотел заняться? Что бы хотел узнать, почитать, попробовать? Родитель будет задавать вопросы, ребёнок искать ответы, прислушиваясь к себе.
Полезно ориентироваться на интересы ребёнка, потому что в итоге он будет понимать, что ему нравится и научится самостоятельно делать выбор. Мы не можем решать за него, потому что не знаем, что будет дальше. В нулевые годы многие родители, желая детям только добра, выучили их на юристов, экономистов и бухгалтеров. В итоге мы получили переизбыток таких специалистов, рынок вакансий не смог перекрыть потребность.
Поэтому важно, чтобы ребёнок научился слушать себя, знал, в каких сферах может реализоваться и научился учиться. Главное, чтобы имел запасные варианты и взвешивал свои возможности. А со всем этим способны помочь только родители, поддерживающие интересы и начинания своих детей.
Как учиться хорошо. Повторение — мать учения
Чтобы знания, умения и навыки качественно закреплялись, необходимо иногда возвращаться к пройденному материалу. Обычно это делается в начале года — пройти по основным темам для того, чтобы понять, как ребёнок освоил программу года предыдущего.
Освежать в памяти орфограммы, словарные слова, способы решения математических задач никогда не будет лишним. Если увидели, что ребёнок не совсем уверенно чувствует себя в какой-то области знаний, просто повторите пройденное.
Пробуйте разные форматы обучения
Сейчас столько возможностей для получения знаний, как никогда. Репетитора легко найти на «Авито», редкая книга отыщется на просторах Всемирной сети, многие обучающие программы и курсы доступны бесплатно.
Вариантов огромное количество — в группе, мини-группе, индивидуально, самостоятельно, в записи, онлайн, офлайн, с помощью приложения.
Если вы видите, например, что какой-то предмет даётся ребёнку тяжело, попробуйте сменить формат. Не бойтесь менять курсы на приложения, приложения на учебники, а учебники на энциклопедии. Ищите лучшие лайфхаки для учёбы, которые дадут качественный высокий результат.
Хвалите, учите подчеркивать свои достоинства и видеть сильные стороны
Поощряйте за старания, прогресс, результаты, желание и инициативу. Похвала родителя — волшебная палочка, которой надо чаще пользоваться.
От претензий и резкой критики, думаю, никто ещё лучше учиться не стал. Ключевой момент для благополучной учёбы — это атмосфера в доме, где царят взаимовыручка, поддержка, уважение и любовь.
Автор: Alicia Ruva, мама ребёнка на СО, детская писательница, гострайтер — читайте добрые книги
Также полезно будет узнать, о значении детских ролевых игр и их влиянии на развитие вашего ребёнка.