Что такое ролевые игры в детском обучении?
Детское восприятие мира сильно отличается от взрослого. И как говорят многие сказки, каждый взрослый помнит волшебный мир детства, но в какой-то момент вместо волшебников у него появились начальники, вместо волшебной пыльцы – деньги, а вместо невероятных приключений – решение проблем.
Когда взрослый взаимодействует с ребёнком, взаимодействуют две картины мира: детская и взрослая. Миры с разными правилами, ценностями и приоритетами.
Обычно взрослые стараются навязать ребёнку свою картину мира. «Не балуйся!», «Будь серьёзнее!», «Люди подумают, что ты дикарь». А в мире ребенка «серьёзный» равно «скучный» и, искренне говоря, до подросткового возраста ему вообще всё равно, что о нём подумают люди, которые не имеют к нему никакого отношения. Это навык, которому многим взрослым стоит поучиться у детей.
Навязывание взрослой картины мира менее эффективно, чем действие и бережное расширение детской. Не стоит беспокоиться, что, если действовать по правилам ребёнка, он никогда не повзрослеет. Наоборот, синдром Питера Пена чаще встречается у людей, лишённых детства. Поэтому, вооружившись ключиком к миру вашего ребёнка, вы сможете помочь ему во многих аспектах. Этот ключ всегда был у вас под рукой – игра.
Как ролевые игры помогают ребенку учиться?
В 1964 году студия «Дисней» экранизировала легендарное произведение Памелы Трэверс. В фильме наилучшим образом раскрыта польза ролевых игр, когда на экране Джули Эндрюс в образе самой лучшей на свете няни Мэри Поппинс предлагает детям прибраться в комнате. Конечно, малыши воспринимают эту идею не радостно, и Мэри выбирает самый лучший метод – метод игры.
«Тебе готовит всякий труд немало радостных минут,
Отыщешь их – и хоп! Играй в игру!
Любое дело в тот же час к себе потянет нас,
Играй, твори, не веришь – так смотри!
Чтобы выпить лекарство, ложку сахара добавь – сразу станет веселей!» –
поёт прекрасная няня, и в воображении детей обычная уборка превращается в развлечение. И, то, что минуту назад казалось скукой смертной, превратилось в творчество и развлечение.
Детские ролевые игры прекрасно справляются со многими задачами.
Помогают развитию у ребёнка социальных навыков
В игре детям проще завязать общение. Во время игры дети учатся слушать других, выражать свои мысли и чувства, сотрудничать и решать конфликты.
Например, задачами ролевой игры в «Магазин» в соответствии с сюжетной линией будут общение с другими людьми, развитие умений торговаться и работать в команде.
Улучшают творческое мышление
Играя, детям приходится придумывать различные сценарии, персонажей и диалоги. Это заставляет включить воображение и найти нестандартные решения проблем.
Например, играя в «больницу», ребёнок развивает память, пытаясь воспроизвести детали собственного опыта посещения педиатра или стоматолога, подключает фантазию для изобретения новых способов лечения пациентов.
Включают эмоциональный интеллект
Та же игра в «больницу» поможет ребёнку не только понять свои чувства и эмоции, а ещё и разовьёт эмпатию. Например, доктор, интересуясь, что беспокоит пациента, сочувствует, сопереживает ему.
В ходе игры дети могут испытывать различные эмоции и учиться управлять ими. Например, «больной» прислушивается к своим ощущениям и пытается донести информацию о своём состоянии максимально соответственно ролевой модели «врач – пациент».
Как мотивировать ребенка играть в ролевые игры
Слава тем педагогам, которые умеют превратить процесс обучения в игру!
Ролевое обучение – это погружение в определённые роли или ситуации для более глубокого понимания материала. Ребята охотнее участвуют в процессе, и, получая ценную информацию, параллельно развивают коммуникационные навыки и креативное мышление.
На уроках истории ученики могут играть роли исторических фигур или участвовать в симуляциях исторических событий. Например, стать дипломатами на мирной конференции после окончания Первой мировой войны или примерить роль генерального секретаря.
На уроках литературы стать персонажами из книг и драматических произведений, чтобы лучше понять их отношения, мотивы и действия.
Для изучения точных наук тоже есть свои игры. Например, для изучения научных концепций ученики могут сыграть роли элементов в химической реакции, физических формул, катетов и гипотенуз.
Изучая особенности иностранных языков, можно разыгрывать в различные ситуации, например, заказ еды в ресторане или поездка за границу.
А родной язык изучать, изображая члены предложения, окончания, инсценируя пословицы, поговорки, играть в викторины, разбиваясь на группы, разыгрывать сценарий встречи слова и его антонима и т.п.
Ролевые игры в педагогике могут быть адаптированы для любой области знаний и предмета обучения. Это прекрасный метод, который делает обучение увлекательным и интерактивным, помогая студентам лучше усваивать материал.
В какие ролевые игры можно играть вместе с ребенком?
Ресторан
Дети могут играть в ресторан, выступая в роли поваров, официантов и клиентов. Эта игра поможет им развить навыки коммуникации, творческого мышления и организации.
Путешествие
Участники представляют, что они отправляются в путешествие по разным странам мира. В ходе игры они будут встречать местных жителей, изучать культуру, традиции и язык различных стран, что способствует развитию их культурной грамотности.
Любимая книга или фильм
Ребята выбирают любимое произведение, и кто каким персонажем будет. Возможно, в процессе игры они захотят объединить вселенные нескольких произведений.
Супергерои
Дети могут играть в супергероев, придумывая своих собственных персонажей и сценарии спасения мира. Эта игра поможет им развить уверенность в себе и ответственность за свои действия.
Школа
Дети могут представить, что они учатся в школе, выступая в роли учителей и учеников. В ходе игры они смогут научиться работать в команде, решать задачи и уважать авторитет учителя.
Поддерживайте детей в их желании играть и фантазировать, поощряйте их к сотрудничеству и выражению своих чувств. Детские ролевые игры не только веселы, но и полезны для полноценного развития малышей. А усилить положительный эффект от ролевой игры можно, приняв в ней участие. Это очень сблизит вас с вашими чадами.
Автор – Лаура Романовская, психотерапевт, мать сына на СО.
Узнать какую помощь мы оказываем для детей на семейной форме обучения вы можете на нашем официальном сайте ЦПСО “Хочу Учиться”.
Также вы можете узнать, как учиться на семейном обучении, чтобы достичь отличных результатов.