Читайте оригинал статьи на портале Яндекс Дзен
Не хочется никак комментировать трагедию в Казанской школе. Это такое непередаваемое горе, что нет слов, чтобы даже выразить соболезнование родным погибших, никакими словами не утешить этих людей.
У меня возникает один вопрос — почему подростки и молодые люди настолько ненавидят школу и учителей, что идут туда с оружием?
- Только ли учителя виноваты в такой ненависти, или все мы, взрослые, ведём себя неправильно по отношению к детям?
- Почему учащаются случаи нападения на школу?
- Как в нашу реальность врываются истории из американских боевиков?
- Дети пересмотрели игры-стрелялки?
Знаете, почему я забрала детей из школы на семейное образование? Было несколько причин, но хочется выделить одну:
Родители учеников
Интернет пестрит новостями школ страны. Ученик откровенно издевается над учительницей, а одноклассники это снимают. Что позволяют себе говорить учителям — вообще передать невозможно.
Забрать телефоны, чтобы дети уделяли внимание уроку — нарушение прав детей.
В нашем классе почти все родители были согласны, чтобы у детей забирали телефоны на время урока. Совсем не давать телефон не получается, все волнуются, да и мало ли, что может случиться. Одна мамочка даже сшила панно с кармашками для каждого ученика, куда предполагалось убирать телефоны. Но в любом коллективе есть люди, которые против. Спросите, против чего? Против всего… просто против. Это их позиция. И телефоны остались у детей.
А ведь мы кричим: «Вы школа, вы воспитывайте, вы ответственны!» А сами не даём им такой возможности.
Извращённое понимание лидерства
Все родители хотят, чтобы их дети росли уверенными в себе, успешными людьми. Желательно, чтобы ребёнок был лидером в классе, на секциях и во дворе. И ведь так думают 90% родителей. И вот получаем класс «лидеров». Не важно, что сами дети не всегда этого хотят, не всегда способны удерживать внимание и уважение сверстников. Порой лидерства добиваются силой. Ведь мама с папой так хотят.
Представьте себе, что у вас на работе все начальники. Тяжеловато будет работать. А главное, как? Кто даст распоряжение? Трудно? А детям мы даём такие непосильные задачи. При неудаче кто-то решит, что он неудачник, кто-то будет дальше добиваться цели, а кто-то возненавидит всех. И может случиться беда…
Понятно, что времена сейчас нелёгкие и не столь однозначные, как ещё 30-40 лет назад. У нас всё было относительно понятно, были правила и нормы, которых все придерживались.
Авторитет учителя
Это преподносилось как акт свободы и гласности. Учитель потерял авторитет, он теперь не имеет той власти, которая у него была.
Вспомните, как грозно звучала фраза: «Дневник мне на стол» или «Завтра в школу с родителями». В любом случае дома накажут, ведь учитель всегда прав. Были, конечно, перегибы, и не всё было гладко и радужно, но были порядок и определённость: я ученик и должен уважать старших, слушаться учителей и т.д.
А что сейчас реализуется под понятием «свобода»?
Дети хамят учителям, снимают на телефоны откровенные издёвки по отношению к учителю и выставляют в социальные сети. Они прекрасно знают, что за это им ничего не будет. И законодательство не предусматривает наказания для подростков, и дома родители найдут чаду оправдания — ещё учитель окажется виноватым.
Порой родители, не разобравшись, бегут в школу и конфликтуют с учителем, который сделал замечание их ребёнку или наказал плохой оценкой за поведение. А ребёнок-то знает, что он реально виноват, и учитель знает. Но мамочка очень громко кричит, грозит жалобами в различные инстанции — и учитель отступает. В классе 30, а то и больше учеников, с каждым родителем просто физически невозможно поговорить, объяснить, особенно если оппонент не готов тебя услышать.
Есть, конечно, как в любой профессии и в педагогике случайные люди, но в большинстве учителя хотят донести доброе и светлое в сердца маленьких людей.
Учителя, сталкиваясь с плохим отношением со стороны родителей, черствеют и отпускают ситуацию… Перестают обращать внимание на ребёнка конфликтного родителя.
Хочет мамочка, чтобы её чадо делало, что хочет — пусть делает, ведь всё равно учитель будет виноват. А ребёнок не способен сам себя контролировать, он быстро почувствует безразличие к себе и будет вести себя ещё хуже… Замкнутый круг.
Последствия нашего вмешательства в школу ждут дома…
Мне не хочется, чтобы мои дети в этом участвовали, ведь теряется авторитет не только учителя, но и вообще взрослых, и родителей в том числе.
Справиться с натиском подрастающего поколения довольно сложно, особенно когда он видел, что лучшая защита — нападение. Что, если требовать громко и напористо, добьёшься своего, ведь мама не один раз так делала в школе и, наверняка, не только в школе.
И родители уступают
После бесконтрольных вечеринок бывают драки до больницы, ранняя беременность, знакомство с алкоголем и наркотиками. Транспорт у подростка вообще смертельно опасен как для него, так и для окружающих.
Может, я написала излишне мрачно и эмоционально. Конечно, большинство деток вырастают хорошими людьми, родители делают всё правильно, за своих детей нужно бороться и отстаивать их интересы. В школу необходимо ходить, быть в курсе отношений с одноклассниками и учителем.
Но всегда нужно смотреть на ситуацию со слов не только своего ребёнка, но и других участников. В первую очередь ради него самого.
Дети порой хотят, чтобы им отказали
Я первая не довольна очень многим в современных школах, но не хотелось бы, чтобы мои дети фамильярно относились к старшим, и тем более к учителям. Обязательно должен быть у ребёнка непререкаемый авторитет среди взрослых.
Детям нужны порядок и система. Они проверяют границы своей свободы и независимости, но им хочется, чтобы их вовремя остановили, не дали сделать неверный шаг. Многие поступки подростков — лишь желание обратить на себя внимание.
Как уважать тех, кого уважать не за что
Сама она не разрешится. Устраивать конфликты тоже плохо, ведь ребёнок будет существовать в этих условиях. Можно поменять класс, если это начальная школа. Можно поменять школу. Мы попробовали оба варианта и перешли на СО, о чём ни разу не пожалели.
Автор: Татьяна Попова, логопед-дефектолог в детском саду, двое детей, оба на СО
Опубликовано ЦСО “Хочу Учиться” школьная аттестация онлайн