В школе, когда я учился с 1968 по 1978 год, мне очень трудно было справляться с текстовыми задачами. Хотя мои оценки были хорошими, я мог решить задачу только тогда, когда помнил образец, показанный учителем на последнем уроке.
Когда пришло время готовиться к поступлению в вуз и решать вступительные задачи, я сознал, что не могу самостоятельно решить практически ни одну из них.
Мне не предлагали конкретных образцов, и мне приходилось самому разбираться, к какому типу относится задача и что с ней делать. У меня была средняя память, и я не мог запомнить все типы задач, чтобы быть в них ориентированным.
Постоянно задавался я вопросом, как преподаватели сразу видят ответ или решение задачи, глянув на нее. Это меня беспокоило. Со страхом на вступительном экзамене я справился с текстовой задачей с трудом. Решение задачи не требует определения ее типа.
Фактически, решение текстовых задач может быть сводится к работе переводчика, так как это филологическая проблема. Для этого необходимо перевести каждую фразу задачи на язык уравнений и затем решить эти уравнения, что является техническим вопросом.
Спустя сорок лет после окончания школы я смог разобраться с этим. Профессор математики, физики, химии сразу видит ответ или решение задачи, просто глянув на нее, потому что решение уже содержится в самом тексте задачи.
Даже филологи и переводчики, не считая себя математиками или инженерами, могут успешно справиться с текстовыми задачами, используя такой подход. Кроме того, они могут применять этот подход в геометрии и физике. Однако все не так просто и идеально. Есть некоторые нюансы, без которых результат может быть ничтожным. Один из таких нюансов – использование удобных букв для обозначения неизвестных величин, которые напоминают о смысле этих величин. Использование сплошных иксов и игреков может вызвать рябь в глазах и легкую путаницу. Мозгу приходится держать в голове значения икса и игрека в конкретной задаче, что нагружает его излишне.
Прочитайте задачу внимательно, чтобы понять условие, представленное на языке автора. Затем обозначьте неизвестные величины и переведите текст задачи в виде уравнений. После этого начните решать уравнения. Умение решать уравнения также очень важно, но это уже совсем другая история.